АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

Ссылки на сторонние ресурсы

Документы и материалы по организации и проведению аттестации педагогических работников

Об особенностях проведения аттестации педагогических работников

В связи с поступающими вопросами по проведению аттестации педагогических работников на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий управление образования Гродненского
районного исполнительного комитета разъясняет.
Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа
профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 No 101 (далее – Инструкция).
При организации проведения аттестации педагогических работников руководствуются следующими нормативными правовыми актами:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 No 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСДС).
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 No 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ).
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 No 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (далее –
Положение о повышении квалификации).
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 No 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» (далее –постановление No 818).
В управлении образования Гродненского райисполкома создана районная аттестационная комиссия для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист», педагогических работников организаций, в которых из-за малого количества педагогических работников нельзя избрать комиссию в количестве, определенном Инструкцией. Аттестационная комиссия управления образования рассматривает спорные вопросы, которые возникают при аттестации педагогических работников в учреждениях образования.

Аттестационная комиссия принимает решение о допуске или отказе в допуске к прохождению аттестации.
Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации являются (пункт 18 Инструкции):
1. Соответствие полученного образования квалификационным
требованиям, которые определены ЕКСДС. Обращаем внимание внесены изменения в ЕКСДС. Некоторые квалификационные характеристики изложены в новой редакции.
2. Наличие стажа работы в соответствии с требованиями пункт 19 Инструкции.

Для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме вышеперечисленных требований предъявляются дополнительные, а
именно:
наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования; публикации в научно-методических и других изданиях об опыте
применения современных технологий обучения и воспитания, использования эффективных форм, методов и средств обучения; опыт руководства методическим формированием, сопровождения
профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.
Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации. В данном случае заявление от аттестуемого не требуется. Основанием для аттестации на подтверждение квалификационной категории является приказ руководителя организации.

В соответствии с положениями ЕКСДС по таким должностям, как руководитель, директор (начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) не предполагается присвоение квалификационных категорий («категорирования»). Следовательно, руководители не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории по занимаемой должности.
Изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационную категорию, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе руководителя организации. Аналитические материалы готовятся на основании посещенных занятий (уроков, воспитательных мероприятий), анализа и самоанализа педагогическим работником данных мероприятий; анализа методических разработок учебных занятий и материалов к занятиям; результатов учебной деятельности обучающихся, их динамики, анализа результатов мониторинга качества образования; участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т.п.; анализа имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле); результатов самооценки педагогической деятельности работника; результатов самообразования педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности; результатов опроса воспитанников, обучающихся и их законных представителей по определению степени удовлетворенности качеством предоставляемых педагогическим работником образовательных услуг. Анализ посещенных мероприятий, другие материалы позволят объективно оценить успехи педагогического работника, а также позволят аттестационной комиссии предложить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства аттестуемого.
Одной из составляющей аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» является квалификационный экзамен.
Пунктом 30 Инструкции определен перечень педагогических работников, которые освобождаются от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории.Особое внимание следует обратить на соблюдение подпункта 30.5 пункта 30 Инструкции (в части «педагогических работников, которые за последние пять лет ... подготовили победителей (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов и т. д. по тексту). Обязательным требованием является наличие Положения о проведении конкурса, фестиваля, выставки и иного мероприятия, в котором указывается принадлежность мероприятия к той или иной категории. Например, аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию без квалификационного экзамена в соответствии с подпунктом 30.6 пункта 30 Инструкции может осуществляться только в случае, если в положении о проведении конкурса указано что это конкурс учителей или научно-педагогических работников, но не конкурс методических разработок, конкурс разработок уроков и т.д. Квалификационный экзамен не сдают педагогические работники, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом 20 Инструкции.
Пунктом 20-1 Инструкции предусмотрена возможность прохождения аттестации без учета стажа работы и наличия предыдущей квалификационной категории педагогическими работниками, достигшими значительных результатов в педагогической деятельности, имеющими высокие личные профессиональные достижения.
Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в том числе освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом 30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с пунктами 20, 20-1 Инструкции.
Инструкцией не предусмотрено признание присвоенной на территории иностранного государства квалификационной категории. Такая квалификационная категория может быть признана, если это предусмотрено международным договором, участницей которого является Республика Беларусь.

Методист
ГУО «Гродненский районный
учебно-методический кабинет»
Юшкевич И.В.

При возникновении вопросов и получения дополнительной консультации можно обратиться в государственное учреждение образования «Гродненский районный учебно-методический кабинет»
(г.Гродно, ул.Горького, 51 – 216, методист Юшкевич Инна Витальевна, тел.68-27-35)

свернуть

Перспективный план аттестации педагогических работников учреждения образования

Организация и процедура проведения аттестации

Состав аттестационной комиссии учреждения образования

1. Алексеева Елена Тадеушевна, председатель аттестационной
комиссии
2. Куц Ольга Александровна, заместитель председателя
аттестационной комиссии
3. Васюкевич Ирина Збигневна, секретарь
аттестационной комиссии
Члены аттестационной комиссии
4. Липилина Тамара Габриельевна
5. Будько Анжела Анджеевна
6. Войтехович Людмила Тадеушевна
7. Бодак Ирина Брониславовна

свернуть

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогов

Квалификационный экзамен