Специальное образование

Методические рекомендации родителям при выполнении домашних занятий с детьми для закрепления произносительных навыков.

Уважаемые родители!

Если ваш малыш посещает занятия с учителем-дефектологом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

I. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

Последовательность постановки звуков:

  1. свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
  2. шипящие [ш];
  3. сонорные [л];
  4. шипящие [ж];
  5. сонорные [р], [р'];
  6. шипящие [ч], [щ].

3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

Автоматизация звука в слога:

  1. [с], [з], [ш], [ж], [с'], [з'], [л] — автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
  2. [ц], [ч], [щ], [л] — автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
  3. [р], [р'] — можно начинать атоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

Атоматизация звуков в словах:

  1. проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Автоматизация поставленных звуков в предложениях:

  1. каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, равлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

  1. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
  2. Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
  3. Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
  4. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога!

Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

 

Учим детей рассказывать.

   Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

   Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

   Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты нескольких сказок, усваивает последовательность действий.

   Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или предложение: «Жили-были дед и...» - «Баба», «Была у них...» - «Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопроса: «Кого встретил колобок?» - «Зайчика», «Какую песенку он ему спел?..» и т.д.

  После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов — лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

  А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

  Подводятся дети к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.

  Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнить, малышу придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить чем они похожи и чем различаются.

  Овладел малыш описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка; девочка, корзинка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

  Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

  Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.

  Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

Развиваем детский словарь.

  Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в тех местах, которые взрослый эмоционально выделяет, - но пересказать услышанное не могут — эмоции затмевают идею сказки, интонационные аспекты не там расставлены. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается.

   Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности.

  Однако, развивая речь детей, взрослые не всегда используют в полной мере все имеющиеся здесь возможности для обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими эмоционально-ценностное отношение к действительности, идет простое обговаривание увиденного. Взрослые не осознают, что речевой материал усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще использовать в повседневной жизни методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры, прогулки) и методы опосредованного ознакомления с окружающим (рассматривание картин, чтение книг, рассматривание игрушек, загадывание загадок и т.д.). При этом большое внимание необходимо уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры, развитию умения сравнивать, противопоставлять, обобщать.

   Большой удельный вес приобретает решение проблемных речевых задач. Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по- другому?».

  Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь ребенка дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.

  В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой проблемы нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

   Подбор антонимов: предложить ребенку закончить предложение, начатое взрослым: дождик вымочет, а солнышко... (высушит); один теряет, а другой... (находит); если что-нибудь забудешь, то потом может быть, и... (вспомнишь).

  Подбор синонимов к отдельным словам и словам в сочетаниях. Ребенку дается задание найти синонимы к глаголам: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться и т.д.

  Более сложное задание — закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая); вчера день был теплый, а сегодня... (жаркий).

  Усложнить задание можно за счет подбора синонимов к прилагательным в словосочетаниях: искусный мастер (хороший, умелый); отважный солдат (храбрый, смелый); верный друг (преданный).

  Подбор синонимов к многозначным словам (прилагательным и глаголам) и словам с переносным значением. Например: мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит; горячая вода, горячий привет, горячее время; жаркий день, жаркий спор (объяснить ребенку их значение).

  Эти речевые упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползет, летает, растет, плывет; кто и что может быть горячим, жарким, тяжелым, легким, крепким и т.д. Надо отметить, что эти задания вызывают у старших дошкольников особый интерес.

  Организуя речевые игры и упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

 

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет.

«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

«Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.

— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

Если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его способности будут развиваться успешнее.

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

  1. С первых проявлений речи (в 2-3 месяца), необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка.
  2. Следует поддерживать появляющийся у ребенка лепет. Родители могут разговаривать с ребёнком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им. 
  3. К шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др. 
  4. С семи до десяти месяцев следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка.
  5. С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие (например, деревянные бусы). Можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: «Дай игрушку! «Садись!» и т.д. 
  6. При разговоре с ребёнком необходимо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит. 
  7. Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: «Это что? Это собачка – «ав-ав». Дай собачку!» и т.д. То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных. Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания.
  8. После двух лет следует отучать ребёнка пользоваться «детскими» словами, желательно употреблять обычные: кошка, корова, собака и т. д., помогать ему вместо жестов пользоваться словами. В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов.
  9. Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать.
  10. Инсценирование сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.

 

 

Чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком,

доступным и  правильным языком рассказывать ему сказки;

разучивать вместе с ним стихотворения, потешки; играть,

тем скорее он овладеет правильной речью.

Подготовила: учитель-дефектолог Слонимская К.И.

свернуть

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.

   За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; натальные, т.е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремитеьные роды. Целый ряд причин возникает и в постнатальном периоде — заболевания ребенка, травмы и пр. К сожалению, в специализированное дошкольное детское учреждение дети с речевыми нарушениями попадают только перед школой, в лучшем случае после пяти лет, и самый значимый для развития ребенка возраст — до трех-пяти лет — оказывается упущенным.

   В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы мама и наблюдающий врач своевременно, с первых дней жизни ребенка, выявили предрасполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

   Как можно раньше необходимо выделять детей группы риска по патологии речи, и вот на что надо обращать особое внимание:

  1. Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным).
  2. Другой настораживающий фактор — ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний порез губ).
  3. Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва), жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).
  4. Парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок — незначительную гнусавость.

   Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

  Родителям также необходимо обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц.

  Родителя должны уделять как можно больше времени общению с ребенком — играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук. Развивая ее, мы тем самым готовим почву и для развития артикуляционных движенпй. Вот потому-то так полезно играть с малышами во всевозможные традиционные «пальчиковые» игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т.д.

  Помимо игр, развивающих мелкую моторику рук, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз).

  Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, - все это способствует речевому развитию.

  Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к четырем-пяти месяцам) и необращенность лепета к взрослому является симптомом речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период), по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период — возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция — педагогическая и медикаментозная — помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

  Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическими развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

  При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи должна начинаться с раннего возраста.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с речевыми проблемами.

Общие рекомендации:

  1. Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-дефектологу.
  2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
  3. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
  4. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
  5. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
  6. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
  7. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
  8. Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
  9. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  10. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
  11. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
  12. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
  13. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
  14. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
свернуть

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики.

Советы родителям.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.

                                 


   Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

  Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.

  Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

   Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

   Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

   Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.


   Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.


   Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций.
Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

   Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

свернуть

Занятие "Путешествие Даши"

ПУТЕШЕСТВИЕ ДАШИ

Автоматизация звука [ш] в слогах и словах (4-5 лет)

 

Программные задачи: продолжать закреплять произношение изолированного звука [ш];

развивать умение правильно произносить звук [ш] в слогах и словах; упражнять в

определении наличия звука [ш] в словах; формировать умение согласовывать

числительные с существительными; развивать артикуляционную моторику, память,

внимание, логическое мышление; воспитывать речевую активность.

Материал и оборудование: кукла Даша-путешественница, карта «Путешествие Даши»,

предметные картинки со звуком [ш] и без него, сюжетная картинка «Магазин игрушек»,

бабочки на ниточках, цветные карандаши.

Ход занятия

Педагог (П.)

В гости к нам пришла девочка «Даша». Она - путешественница. Хочешь отправиться с

Дашей в путешествие? (Да). Даша принесла карту, которая поможет нам в путешествии.

На карте Даша не нарисовала дорожки для того чтобы вы сами учились рисовать.

Посмотри на карту. Что это? (Домик). Правильно. В этом домике живет веселый язычок.

 

 

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин –Язычок.

На губу лопаткой лег.                                                                                             

Ребенок выполняет упражнение “Лопатка”.

Видишь губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

А потом наоборт:

Губки тянутся вперед.

Ребенок выполняет упражнение “Улыбка-трубочка”.

Догадаться кто бы мог.

Язычок наш как грибок.

Ребенок выполняет упражнение” Грибок”.

Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

Ребенок выполняет упражнение “Сладкое варенье”.                         

Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка.

Ребенок выполняет упражнение “Лошадка”.

Педагог (П.)

Пойдем дальше. Даша нам на карте показала парк, где мы можем отдохнуть.

(Ребенок рисует цветнвым карандашом дорожку от домик  к парку). Там

Растут высокие деревья. Поднялся ветер. Всколыхнул деревья, они зашумели ветвями.

                 Ш-ш-ш

                 Ш-ш-ш

Ребенок поднимает руки вверх и покачивает ими влево-вправо, одновременно

произнося звук [ш]).

Педагог (П.) Посмотри, куда дальше ведет дорожка, на карте у Даши? (Ребенок рисует

цветным карандашом дорожку к пруду).

Правильно, она ведет к пруду. Там растут камыши. Послушаем как шуршат

камыши. Пошуршим также:

                  ша-шу-ши

                  ше-ши-шо

                  шу-ша-ши

                  шо-ши-ше

(Ребенок произносит ряд слогов).

Педагог (П.) А кто прячется в камышах? (Лягушка). Испугалась лягушка и запрыгала

прочь. Покажи как лягушка прыгает:

                   аш-аш-аш

                   ыш-ыш-ыш

                   ош-ош-ош

                   иш-иш-иш

(Ребенок отхлопывает по столу рукой, одновременно произнося ряд слогов).

Педагог (П.) Посмотри! Даша увидела красивых бабочек. Они сидели на веточках и не

могли летать. «Почему вы не летите?-спросила Даша». Шел дождик, намочил нам

крылья. Они слиплись и мы не можем лететь. Давай поможем бабочкам, подуем на

крылышки. Они высохнут и бабочки полетят.

(Ребенок дует на бабочек на ниточках).

Педагог (П.) Пойдем дальше путешествовать. Что ты видишь вдалеке? (Магазин

игрушек, ребенок рисует цветным карандашом дорожку к магазину). Давай выложим к

нему дорожку из картинок со звуком [ш] (Ребенок берет маленькие картинки и

выкладывает тропинку к магазину).

Смотри сколько разных игрушек в магазине! Какие игрушки ты выберешь себе?

 (Ребенок называет одну игрушку. Есть в этом слове звук [ш]?). 

 

Давай сосчитаем игрушки, которые стоят на полках в магазине.

(Ребенок считает игрушки, правильно согласовывает числительные с существительными и правильно произносит звук [ш]: одна машинка-две машинки, одна матрешка-две матрешки одна лошадка-две лошадки, один мишка-два мишки).

Педагог (П.) Пора отправляться нам домой. Вот дом Даши-путешественницы.

Вернулась Даша домой, надела тапочки, села поудобней и стала сочинять загадки.

Игра «Отгадай загадку». (Перед ребенком лежат картинки-отгадки).

 

Чтоб в мооз не мезла Люба,

Мама ей куила …(шубу).          

 

На лесной глухой опушке

Бабки-Ежкина…(избушка).

 

В цирке я устал немножко-

Много хлопали в…(ладошки).

 

Кто там море бороздит

И фонтан пускает…(кит).

 

Петя вымыл чисто уши,

Долго мылся он под…(душем).

 

Горько плачет наша Даша:

Ей на завтрак снова…(каша).

 

Пес совсем от солнца сник,

Даже высунул…(язык).

 

 

Помурлыкать у окошка

Очень любит наша…(кошка).              

(Ребенок указывает на картинку-отгадку  и определяет есть звук [ш]  в

слове или нет).

Педагог (П.) А наше занятие подошло к концу. Тебе понравилось путешествовать

с Дашей? А какое задание тебе больше всего запомнилось? (Ответы ребенка).

Какой же звук мы с тобой сегодня красиво произносили на занятии? (Звук [ш]).

Педагог (П.) Молодец!

 

                                                            ЛИТЕРАТУРА:

  1. Энциклопедия обучения и развития дошкольника.- А. С. Герасимова, О. С. Жукова,

В. Г. Кузнецова.- СПб.: «Издательский дом Нева»; М.; «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.-352 с.

  1. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.- М., 2006.
  2. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольников/Л. А.

Комарова.- М.; Издательство ГНОМ и Д, 2009.- 32 с.

 

 

 

                     

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
2024
январь
24 января, среда

Формирование умения согласовывать существительные с другими частями речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

подробнее...
15 января, понедельник

Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

подробнее...
12 января, пятница

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-дефектолога с семьёй»

подробнее...
11 января, четверг

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»

подробнее...
10 января, среда

Консультация для родителей«Тренируем память»

подробнее...
9 января, вторник

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика - как основа развития речи"

подробнее...
8 января, понедельник

Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи».

подробнее...