Из уст молодого специалиста

Рекомендаципи для молодых специалистов

  1. Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  2. Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  3.  Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  4.  Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  5.  Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  6.  Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  7.   Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  8.  Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  9.  Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  10.  Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  11.  Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  12.   Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  13. Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
  14. Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  15.  Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
  16.  Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  17.  В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  18. Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
  19.  Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  20.   Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
  21.  Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

    Молодой специалист – это лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования (ст. 1 Кодекса РБ об образовании (далее – КоО).
     Выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (п. 5 ст. 83 КоО).
    Выплаты, предусмотренные молодым специалистам
     Выпускникам, которым место работыпредоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности:
     – денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством;
     – компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде (ст. 48 КоО).
     Для лиц, получивших образование по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РБ, органов внутренних дел, Следственного комитета, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям предоставление гарантий и компенсаций в связи с направлением к месту службы определяется законодательством о прохождении соответствующей службы.
    Определены размеры денежной помощи молодым специалистам
     Денежную помощь выплачивают:
     – молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направленным на работу, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);
     – молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.
     Выплату денежной помощи наниматель обязан осуществить в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
     Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждение образования обязано выплатить денежную помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.
     В случае если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им положено выплатить соответствующую денежную помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
     Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании (п. 25 Положения о распределении*).
     
    _________________________
     * Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.06.2011 № 821 (далее – Положение о распределении).
     Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направленным на работу, областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений (п. 26 Положения о распределении).
    Выплаты в связи с переездом
     Молодым специалистам гарантируются выплаты в связи с переездом, предусмотренные законодательством о труде.
     Так, работникам, лицам, завершившим обучение, переезжающим на работу в другую местность в связи с переводом, направлением, в порядке организованного набора либо приемом в соответствии с предварительной договоренностью, заключенными договорами или заявками, возмещают единовременное пособие на самого работника, лицо, завершившее обучение, в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере 1/4 пособия на самого работника, лицо, завершившее обучение (ст. 96 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
     Действующим законодательством не определено понятие "другая местность". Однако в п. 2 Инструкции* понятие "другая местность" раскрывается как "другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению".
     
    ___________________________
    * Инструкция о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости населения Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда РБ от 27.06.1996 № 51.
     
    Справочно: населенный пункт – компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы (часть первая ст. 4 Закона РБ "Об административнотерриториальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь").
     
    Обратимся к п. 30 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента РБ от 07.09.2007 № 413 (далее – Положение). Им определено, что граждане, прибывшие из другого населенного пункта для получения образования в учреждениях образования и организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, в дневной форме получения образования, обязаны в порядке, установленном в гл. 3 Положения, зарегистрироваться на срок получения образования по месту пребывания, а граждане Республики Беларусь, не обеспеченные жилой площадью в общежитии, – по месту пребывания по месту нахождения учреждения образования и организации, реализующей образовательную программу послевузовского образования. Орган регистрации выдает им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
     Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства (п. 21 Положения).
     Молодым специалистам и членам их семей, направленным на работу в порядке персонального распределения по месту нахождения учреждения образования, где они обучались, единовременное пособие выплачивается, если они до обучения постоянно проживали в другой местности, т.е. местом постоянной регистрации был другой населенный пункт. Если к моменту распределения студент (учащийся) получил постоянную регистрацию в городе, где находится учреждение образования и куда он направлен на работу, то права на получение указанного пособия он не имеет.
     Не выплачивают единовременное пособие в том случае, когда молодой специалист направлен на работу по месту своего постоянного жительства. При этом местом постоянного жительства до направления по распределению признается тот населенный пункт, где студент (учащийся) проживал до поступления на учебу согласно соответствующим отметкам в паспорте гражданина Республики Беларусь.
     В отдельных ситуациях молодого специалиста распределяют на работу в организацию, находящуюся по месту его жительства до поступления на учебу, но при этом наниматель направляет его на работу в структурное подразделение данной организации, находящееся в другой местности по отношению к его месту жительства. В данном случае молодой специалист имеет право на выплаты, предусмотренные ст. 96 ТК.
     Основанием для выплаты указанных компенсаций является фактическое проживание молодого специалиста в другой по отношению к месту работы местности. Возможность ежедневно добираться работнику с места жительства до места работы не препятствует выплате компенсаций.Молодой специалист – это лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования (ст. 1 Кодекса РБ об образовании (далее – КоО).
    Выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (п. 5 ст. 83 КоО).
    Выплаты, предусмотренные молодым специалистам
    Выпускникам, которым место работыпредоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности:
    – денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством;
    – компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде (ст. 48 КоО).
    Для лиц, получивших образование по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РБ, органов внутренних дел, Следственного комитета, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям предоставление гарантий и компенсаций в связи с направлением к месту службы определяется законодательством о прохождении соответствующей службы.
    Определены размеры денежной помощи молодым специалистам
    Денежную помощь выплачивают:
    – молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направленным на работу, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);
    – молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.
    Выплату денежной помощи наниматель обязан осуществить в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
    Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждение образования обязано выплатить денежную помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.
    В случае если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им положено выплатить соответствующую денежную помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
    Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании (п. 25 Положения о распределении*).

    _________________________
    * Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.06.2011 № 821 (далее – Положение о распределении).
    Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направленным на работу, областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений (п. 26 Положения о распределении).
    Выплаты в связи с переездом
    Молодым специалистам гарантируются выплаты в связи с переездом, предусмотренные законодательством о труде.
    Так, работникам, лицам, завершившим обучение, переезжающим на работу в другую местность в связи с переводом, направлением, в порядке организованного набора либо приемом в соответствии с предварительной договоренностью, заключенными договорами или заявками, возмещают единовременное пособие на самого работника, лицо, завершившее обучение, в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере 1/4 пособия на самого работника, лицо, завершившее обучение (ст. 96 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
    Действующим законодательством не определено понятие "другая местность". Однако в п. 2 Инструкции* понятие "другая местность" раскрывается как "другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению".

    ___________________________
    * Инструкция о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости населения Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда РБ от 27.06.1996 № 51.

    Справочно: населенный пункт – компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы (часть первая ст. 4 Закона РБ "Об административнотерриториальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь").

    Обратимся к п. 30 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента РБ от 07.09.2007 № 413 (далее – Положение). Им определено, что граждане, прибывшие из другого населенного пункта для получения образования в учреждениях образования и организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, в дневной форме получения образования, обязаны в порядке, установленном в гл. 3 Положения, зарегистрироваться на срок получения образования по месту пребывания, а граждане Республики Беларусь, не обеспеченные жилой площадью в общежитии, – по месту пребывания по месту нахождения учреждения образования и организации, реализующей образовательную программу послевузовского образования. Орган регистрации выдает им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
    Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства (п. 21 Положения).
    Молодым специалистам и членам их семей, направленным на работу в порядке персонального распределения по месту нахождения учреждения образования, где они обучались, единовременное пособие выплачивается, если они до обучения постоянно проживали в другой местности, т.е. местом постоянной регистрации был другой населенный пункт. Если к моменту распределения студент (учащийся) получил постоянную регистрацию в городе, где находится учреждение образования и куда он направлен на работу, то права на получение указанного пособия он не имеет.
    Не выплачивают единовременное пособие в том случае, когда молодой специалист направлен на работу по месту своего постоянного жительства. При этом местом постоянного жительства до направления по распределению признается тот населенный пункт, где студент (учащийся) проживал до поступления на учебу согласно соответствующим отметкам в паспорте гражданина Республики Беларусь.
    В отдельных ситуациях молодого специалиста распределяют на работу в организацию, находящуюся по месту его жительства до поступления на учебу, но при этом наниматель направляет его на работу в структурное подразделение данной организации, находящееся в другой местности по отношению к его месту жительства. В данном случае молодой специалист имеет право на выплаты, предусмотренные ст. 96 ТК.
    Основанием для выплаты указанных компенсаций является фактическое проживание молодого специалиста в другой по отношению к месту работы местности. Возможность ежедневно добираться работнику с места жительства до места работы не препятствует выплате компенсаций.

    СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

    (Для молодых специалистов)

  22. Люби учреждение дошкольного образования, как свой дом.
  23. Знай: "чужих" детей - не бывает.
  24. Будь к детям требователен, но справедлив.
  25. На работе "гори" сам и "зажигай" других.
  26. Всегда владей собой и не создавай стрессовых ситуаций в группе в учреждении дошкольного образования.
  27. Следи за культурой поведения при общении с детьми и их родителями.
  28. Старайся создавать благоприятный психологический климат в группе.
  29. Завоюй любовь "чужих" детей.
  30. Постарайся привить детям любовь к своей малой Родине.
  31. Помни девиз: "На работу, как на праздник!".
  32. Живи по принципу: научился сам - научи других.
  33. Будь всегда приветлив и внимателен к детям и их родителям.
  34. Возьми себе за правило: в здоровом теле - здоровый дух.
  35. Воспитатель - это инициативная, творческая, талантливая личность.
  36. Равнодушие и лень - вот главные враги воспитателя.
  37. Будь эмоционален, но в меру.
  38. Твоя задача - раскрыть индивидуальный мир ребенка.
  39. Помогай родителям воспитывать детей как активных, деятельных личностей.
  40. Воспитывай в детях сопереживание, сострадание, сочувствие.
  41. Поощряй самостоятельность и активность  детей.
  42. Помогай детям преодолевать трудности.
  43. Учи добиваться положительных результатов во всем.
  44. Никогда не занижай возможности ребенка, чтобы у него не выработался комплекс неполноценности.
  45. Формируй в ребенке потребность честных поступков.
  46. Не бойся при случае похвалить ребенка.
  47.  

    Методы и приемы, используемые воспитателем на занятии.

    Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

    В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

    a)     наглядные;

    b)     практические;

    c)      словесные.

    Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

    В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

    НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

    Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

    Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

    В обучении детей используются наблюдение разного вида:

    -                   распознающего  характера,  с  помощью  которых  формируются  знания  о  свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

    -                   за  изменением  и  преобразованием  объектов  (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает  знания  о  процессах,  объектах окружающего мира;

    -                   репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;

    Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:

    -                   ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

    -                   планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

    -                   учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

    -                   высокая умственная активность и самостоятельность детей.

    Метод демонстрации включает различные приемы:

    -                   Показ предметов — один  из  самых  распространенных  приемов  обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

    -                   Показ образца —  один  из  приемов,  которым  пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

    -                   Показ способа действий — используется  на  занятиях  по  развитию  движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

    -                   Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

    Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

    1) расширение представлений детей и развитие их речи;

    2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

    Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

    Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

    -                   предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

    -                   после  просмотра  фильма  в  короткой  беседе  дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

    -                   через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

    -                   после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

    Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих   лиц)   с   детьми.   Дети   эмоционально   оценивают   происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

    Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

    Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

    Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

    Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

    Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

    - упражнения;

    - игровой метод;

    - элементарные опыты;

    - моделирование.

    Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

    Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

    - подражательного характера;

    - конструктивного характера;

    - творческого характера;

    - игровые.

    Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

    Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

    Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

    СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

    Рассказы воспитателя

    Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

    Рассказы детей

    Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

    Чтение художественных произведений детям

    Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем,   формировать   способности   детей   к   восприятию   и   пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

    Беседы

    Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

    Методы повышения познавательной активности

    -                   Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

    -                   Сравнение

    -                   Метод моделирования и конструирования

    -                   Метод вопросов

    -                   Метод повторения

    -                   Решение логических задач

    -                   Экспериментирование и опыты

    Методы повышения эмоциональной активности

    -                   Игровые и воображаемые ситуации

    -                   Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

    -                   Игры-драматизации

    -                   Сюрпризные моменты

    -                   Элементы творчества и новизны

    -                   Юмор и шутка (учебные комиксы)

    Методы обучения и развития творчества

    -                   Эмоциональная насыщенность окружения

    -                   Мотивирование детской деятельности

    -                   Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

    -                   Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)

    -                   Игровые приемы

    -                   Юмор и шутка

    -                   Экспериментирование

    -                   Проблемные ситуации и задачи

    -                   Неясные знания (догадки)

    -                   Предположения (гипотезы)

    ЗАНЯТИЕ

    Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

    - на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

    - они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

    - они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

    Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием - в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

    Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

    Требования к занятию

    1. Использование новейших достижений науки и практики.

    2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

    3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

    4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

    5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

    6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

    7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

    8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

    9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

    10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

    11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

    12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.