Гражданско-патриотическое воспитание

План по патриотическому воспитанию

   УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                    Заведующий___________ Е. Т. Алексеева

План мероприятий

по гражданско-патриотическому воспитанию

участников образовательного процесса

государственного учреждения образования 

"Детский сад № 2 города Скиделя"

  1. Обязательное прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь

Время проведения: перед началом учебного года (ежегодно).

Еженедельно (понедельник) перед началом занятий в средних и старших группах.

Ответственные: педагоги учреждения образования

  2. Проведение праздничных мероприятий в старших группах в канун государственных праздников и праздничных дней

- День защитника Отечества (3-я неделя февраля).

- День Конституции (15 марта);

- День единения народов Беларуси и России (2 апреля);

- День труда (1 мая);

- День Победы (9 мая);

-День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь (второе воскресенье мая);

- День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа (22 июня);

- День независимости Республики Беларусь (3 июля);

- День народного единства (17 сентября)

Ответственные: педагоги учреждения образования

  1. Экскурсии для детей старшего дошкольного возраста к памятным местам (июнь месяц)

Ответственные: педагоги учреждения образования

  1. Проведение занятий в средних и старших группах в канун государственных праздников и праздничных дней:

- Занятие по образовательным областям «Ребёнок и общество». Тема «Символы белорусского государства» (3-я неделя января);

- Занятие по образовательной области «Искусство. Изобразительная деятельность (аппликация)». Тема «Моя Республика» (3-я неделя января);

- Занятие по образовательной области «Ребенок и общество». Тема «Защитник Отечества» (3-я неделя февраля);

- Занятие по образовательной области «Искусство. Изобразительная деятельность (рисование)». Тема «Год мира и созидания» (1-я неделя апреля);

- Занятие по образовательной области «Искусство. Музыкальная деятельность». Тема «Гимн моей страны» (2-я неделя мая).

Ответственные: педагоги учреждения образования

  1. Разработка и информирование родителей о виртуальных маршрутах  для детей дошкольного возраста и их родителей (в течении года).
  2. Участие в праздничных городских мероприятиях ( в течении года)

Ответственные: педагоги учреждения образования

свернуть

Государственная символика Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета в 2/3 ширины флага и нижней - зеленого цвета в 1/3.

Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти и некоторых государственных учреждений, устанавливается в служебных кабинетах руководителей данных органов (учреждений), в школах, на избирательных участках, вывешивается во время различных торжественных мероприятий.

При одновременном поднятии или установлении Государственного флага Республики Беларусь и флага другого государства Государственный флаг Республики Беларусь должен быть поднят или установлен с правой стороны, а флаг другого государства - с левой, если стать лицом к ним.

Граждане могут вывешивать Государственный флаг как внутри, так и снаружи помещений во время народных, трудовых, семейных праздников и в другие памятные дни. При этом обязательным условием является соблюдение уважения к Государственному флагу как символу государства. Государственный флаг Республики Беларусь, изготовленный в настольном варианте, может быть установлен в помещениях, используемых организациями и гражданами Республики Беларусь.

Более подробно с тем, где может размещаться Государственный флаг, можно ознакомиться в главе 2 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь". 

Государственный герб Республики Беларусь

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Он представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспубліка Беларусь". Изображение Государственного герба размещается на зданиях органов власти и ряда государственных учреждений, внутри служебных кабинетов их руководителей, а также на печатях данных органов, на монетах, паспортах граждан Республики Беларусь. В отличие от Государственного флага, Государственный герб имеет более официальное значение, поэтому не предусматривается возможность его свободного использования гражданами. В частности, запрещается его размещение на визитных карточках лиц, не являющихся государственными служащими. При одновременном размещении Государственного герба Республики Беларусь и герба административно-территориальной единицы либо территориальной единицы Республики Беларусь Государственный герб Республики Беларусь должен располагаться с левой стороны от другого герба, если стать лицом к ним. При одновременном размещении нечетного числа гербов Государственный герб Республики Беларусь должен располагаться в центре, а при размещении четного числа гербов (более двух) - левее центра. Более подробно с тем, где может размещаться Государственный герб, и имеющимися ограничениями можно ознакомиться в главе 3 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь".

Государственный гимн Республики Беларусь
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях, перечень которых закрепляется в законодательстве. 

Государственный гимн имеет своих авторов - музыку к нему написал белорусский композитор Н.Ф.Соколовский, а слова - белорусские поэты М.Н.Климкович и В.И.Каризна. 

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Государственный гимн исполняется в начале и в ряде случаев в окончании важных государственных и общественных событий, в том числе при вступлении Президента Республики Беларусь в должность - после принесения им Присяги.

Граждане могут исполнять (прослушивать) Государственный гимн во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к нему.

В качестве знака выражения уважения к Государственному гимну при его официальном исполнении присутствующие слушают его стоя (мужчины - без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, - в соответствии с законодательством).

Более подробно с тем, в каких случаях исполняется и может исполняться Государственный гимн, можно ознакомиться в главе 4 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь". 

свернуть

Государственные праздники

Государственные праздникипраздничные днипамятные и праздничные даты устанавливает Президент Республики Беларусь.

Государственные праздники устанавливаются в ознаменование событий, имеющих особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавших существенное влияние на развитие белорусского государства и общества.
Праздничные дни устанавливаются в ознаменование иных событий, посвященных традиционным датам, чествованию работников определенной профессии, отрасли хозяйства или сферы деятельности и т.д.
Памятные даты связаны с иными историческими событиями в жизни государства и общества либо традиционно отмечаются отдельными категориями граждан.
Праздничные даты - это традиционно отмечаемые значительным количеством граждан события, которые не наделяются в Республике Беларусь официальным статусом государственного праздника, праздничного дня или памятной даты.

Источник: Пресс-служба Президента Республики Беларусь

https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/prazdniki

свернуть

Виртуальные экскурсии по РБ

Маршрут выходного дня "Достопримечательности г. Скиделя"

Скидель

 

Скидель

Скидель - это небольшой город Гродненского района, Гродненской области Беларуси. Основной достопримечательностью города Скидель является костел Вознесения Девы Марии, который был построен в 1870 году. Этот костел является важным памятником белорусской архитектуры XIX столетия. Костел в городе Скидель на данный момент полностью отреставрирован.

Скидель

По своим масштабам костел в городе Скидель больше напоминает часовню. Дело в том, что вообще говоря строился он именно как часовня, которая относилась к богатой усадьбе размещенной здесь же. До наших дней от усадьбы остался только большой красивый парк и несколько невзрачных хозяйственных построек. Парк в городе Скидель, на территории которого размещен костел, представляет собой очень приятное место для отдыха для туристов и путешественников. В парке есть водоем.

Скидель

Другой достопримечательностью города Скидель, которая может понравится туристам и путешественникам является железнодорожная станция, которая была построена в начале 20-го века и теперь является памятником архитектуры.

Скидель

Также в городе Скидель есть новые церковь (справа) и костел (слева), построенные после 2000 года.

Скидель

свернуть

Детям о войне

ВИДЕО "ДЕТЯМ О ВОЙНЕ"


Художественная деятельность с детьми на военную тематику.

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с дошкольного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Можно рассказать и о том, как трудно жилось женщинам и детям, чьи мужья, братья и отцы отправились на фронт, но они стойко переживали все испытания. 
Для детей дошкольного возраста и младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут стихи о войне:

  • Барто А. В дни войны
  • Берестов В. Мужчина
  • Карпров И.Мальчики
  • Михалков С.Детский ботинок, Десятилетний человек
  • Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие.

Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
  • Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи - Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
  • Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе - Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
  • Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.).

Для современных детей Великая Отечественная Война это далёкое время, о котором они мало что знают. А ведь именно более 70-ти лет назад наши предки выиграли эту жестокую войну. Но это мы с вами знаем о войне из рассказов дедушек, бабушек, а вот как рассказать нынешнем детям дошкольного возраста, что такое ВОВ?
В первую очередь, следует рассказать детям о том, что рассказывали вам ваши бабушки и дедушки о войне, о хорошем и плохом. Показать фотографии родственников в военной форме, если такие сохранились, рассказать коротко о них. Если есть такая возможность, познакомить ребёнка с ветераном ВОВ, старик и ребёнок всегда найдут общий язык. И именно такие моменты «врезаются» в память малышей, да и им будет интересно пообщаться лично с людьми, которые были на войне (возможно, показали свои ордена, фотографии с тех времён). Мальчикам интересно будет узнать о военной технике, о военных действиях. Девочкам интересно знать о героических подвигах женщин во время войны. Обязательно нужно сделать акцент на то, что это были обычные люди, подростки, которых никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя такую ответственность за будущее своей страны.
Хороший способ рассказать о войне ребёнку – пройтись с ним по памятным местам, возложить цветы к Вечному огню и прочесть вместе надписи на памятных плитах, тем самым подав пример патриотизма ребёнку. Можно посетить музей ВОВ, где дети не только услышат о войне, но и посмотрят старинные вещи, оружие. Наглядность – очень важна для ребёнка.
 Обычно дети представляют себе войну, как отдельно взятое событие на поле боя, где есть линия фронта. Враги и наши по разные стороны. Детям обязательно нужно рассказать, кто такие фашисты и кто такие немцы.
Готовиться ко Дню Победы необходимо вместе со своим ребёнком. Можно устроить дома совместный просмотр военных фильмов, чтобы ребёнок проникся настроением героизм, патриотизма. Обязательно беседуйте со своими детьми, отвечайте на их вопросы, если они их задают, значит им это интересно. Учите стихотворения и песни, посвящённые Дню Победы («Катюша», «День Победы») Читайте литературу о войне, о подвигах наших воинов – защитников, отстоявших мир в жестокой войне.
 Уважаемые родители! Обязательно запаситесь букетиком цветов и вместе с вашими детьми возложите цветы к Вечному огню, посетите парад посвящённый Дню Победы, подарите цветы ветеранам, их так мало осталось в живых. Прежде всего, ваши дети равняются на Вас - родителей, так что будьте для них примером во всём!

Символом выбран цветок яблони как отражение процветания и успеха суверенной независимой Беларуси за последние 20 лет.
Победный май 1945 года ассоциируется с огромным чувством всенародной радости, гордости и счастья, с ароматом цветущих яблонь, которые, казалось бы, сама природа подарила народу-победителю как символ возрождения и всенародного праздника.

Яблоневый цвет — это символ весны в Беларуси, возрождения, начала новой жизни, что как нельзя лучше передает общенародную радость различных поколений в связи с Днем Великой Победы. Образ цветущего яблоневого сада отражает плодородие, благосостояние, динамичное развитие, успех и процветание суверенной независимой Беларуси за последние 20 лет. Лента в цветах национальной символики подчеркивает историческую значимость Дня Победы в нашем обществе, его большую роль в становлении и развитии страны.

свернуть

Беларускі арнамент

БЕЛАРУСКІ АРНАМЕНТ

   Народнае мастацтва Беларусі, якое вызначаецца найперш самабытнасцю, вобразнасцю, найбольш яскрава праявілася ў ткацтве і вышыўцы. Больш таго, не будзе перабольшаванне казаць, што ручнікі, абрусы, посцілкі – гэта своеасаблівая аповесць пра жыццё народа, яго шчасце, працу і спадзяванні.

                     Фрагмент посцілкі з арнаментам, прысвечаным моцнай сям’і

Пра што расказваюць узоры

   Народнае мастацкае ткацтва – адзін з самых пашыраных відаў народнага выяўленчага мастацтва. Але было б зусім няправільна ацэньваць яго толькі з пазіцыіі прыгажосці, арыгінальнасці арнаментыкі, каларыту. Кожны ўзор – гэта сімвал – ураджаю, працы, шчасця, святаў, павагі да продкаў, кахання, любві.

   Беларускі арнамент захаваў у сабе старажытную язычніцкую культуру і міфалогію. Шматлікія ўзоры прысвечаныя беларускім язычніцкім багам – Ярыле, Ладзе, Жыжалю, Маці-Зямлі. Калі вышывальшчыца ці ткачыха аздабляла такімі ўзорамі сваю працу – гэта азначала тое, што яна звярталася за дапамогай да гэтых багоў. Былі таксама арнаменты прысвечаныя і святам такім, як Купалле, Каляды, Дзяды і іншыя. Цікава, яшчэ і тое, што ва ўяўленнях беларусаў гэта не пярэчыла хрысціянскай веры. Рушнік з такім арнаментам мог быць ахвяраваны ў царкву і ёю прыняты.

                                                                   Сімвалы продкаў

Асноўныя матывы

У беласкім арнаменце можна вылучыць некалькі асноўных матываў.

Вобразы ўраджаю і ўрадлівасці. Галоўнай крыніцай існавання людзей на зямлі былі жывёлагадоўля і земляробства. Іх адлюстраванне – сімвал багацця і дабрабыту. Тут мы знойдзем вобраз Ярылы-Юрая, бога ўрадлівасці і жыццёвых сіл прыроды, якога прасілі аб добрым ураджаі ці ягонага хрысціянскага двайніка Юрыя. вобразы Жыценя, Жытняй бабы, Спарыша, Рая, Багача (ці дажынкавага снопу), Палявіка, Дажджа, Вялікага Сонца, Маці Зямлі-Карміцелькі, і канешне, Хлеба, як сімвалу дастатка і дабрабыту.

Вобразы маці. У тканым і вышываным арнаментах вобраз Маці сустракаецца ў трох варыянтах: у выглядзе жаночай фігуры, у выглядзе абмаляванай гірляндаю зоркі і у выглядзе схематычнага дрэва. Нярэдка вобраз суправаджаўся сімваламі сонца, месяца, агню, ветру, што падкрэслівала раўназначнасць гэтых вобразаў.

Вобразы роднай Беларусі. Звычайна гэта быў узор скампанаваны з квадратаў і кругоў, што сімвалізавала сонца і зямлю. Існавалі таксама матывы ракі (папярэчныя палосы, якія нагадваюць рабізну на вадзе), вады (быццам кругі на вадзе, але складзеныя з прамавугольных кірпічыкаў), лесу, дубровы (звычайна некалькі радоў пазнальных матываў магутных дрэваў), поле, лугу (кветкі ўсіх магчымых колераў), жывёлаў, птушак.

Вобразы святаў. Вялікдзень, Купалле, Каляды, Масленіца і шмат іншых святаў знайшлі сваё адлюстраванне ў арнаментах. Выкарыстанне ручнікоў, абрусаў і іншых твораў у такія дні з такімі ўзорамі было звязана з магіяй, адмысловымі рытуаламі.

Вобразы яднання песень і кветак, мелодыі і арнаменту. Гэтыя дзіўныя на першы погляд вобразы звязаныя з любоўю беларусаў да песень і музыкі, са звычкай пець пад час працы і адпачынку. Часцей за ўсё майстрыхі звязвалі вобраз музыкі з рознымі карункавымі вырабамі ці з выявалі кветак і птушак.

Вобразы язычніцкай міфалогіі. Галоўныя вобразы тут – Бог Сонца і Багіня Маці-Зямля, бо яны нарадзілі людзей і ўсю прыроду, па вераваннях старажытных славянаў. Але не былі забытыя і іншыя богі і увасабленні прыроды, такія як Дамавік, Палявік, Вадзянік, Лесавік.

Вобразы кахання. Тут былі сумныя вобразы жаночай долі, русалкі (апошняя досыць умоўная ўвыглядзе букета кветак) і даволі гарэзлівыя вобразы фізічнай блізкасці мужчыны і жанчыны. Распаўсюджаным арнаментам была дзяучына з поднятымі рукамі, якая трымае каласы і кветкі – Лада, багіня кахання і прыгажосці.

Вобразы чалавека, сям’і, дзяржавы. Сімвал чалавека васьміканцовая зорка – адзін з самых пашыраных сімвалаў у беларусаў. Бярозка ці рабіна – вобраз дзяўчыны, клён (явар) – хлопца. Сям’я – чатыры крыжападобна спалучаныя разеткі, нярэдка ў арнаментальнай аблямоўцы.

Вобразы веры. Перш за ўсё гэта сімвалы продкаў. На Беларусі заўсёды шанавалі дзядоў, перад памерлымі не было страху, пабачыць іх у сне не лічылася дрэннай прыкметай – наадварот – у іх прасілі дапамогі, рады, іх запрашалі на сямейныя святы. Сімвал агульнага продка – два перакрыжаваных прамавугольніка, унутры – маленькі крыжык. Сімвал роднага дзеда – крыж з чатырох квадратаў.
Акрамя гэтых сімвалаў у арнаментах беларусаў можна знайсці ўзоры душы (васьміканцовая разетка са скругленымі канцамі), узоры гаданняў, мараў, надзей.

 Багач

 Жытняя баба

 Варажба

 Жаночая доля

 Жыцень

 Зямля абуджаецца вясною

 Зямля

 Маці-радзіцельніца

 Песня

 Русалка

 Сонца

 Спарыш

Хлеб

 

 Чалавек

Ярыла

 

 

свернуть

БЕЛАРУСКІЯ НАРОДНЫЯ ГУЛЬНІ

Гульня – асноуная форма дзейнасці дзяцей, змест іх жыцця.
У гульнях яны мацнеюць фізычна, духоўна, вучацца разумець
навакольны свет, узаемадзейнічаць у калектыве.
Беларускія народныя гульні – рухавыя. Яны вызначаюцца
багаццем разнастайных уздзеянняў на арганізм дзяцей, фарміруюць
у іх неабходныя фізічныя навыкі: ўдасканальваюць навыкі бегу (з
лоўляй і ўхіленнем, у розных напрамках, са зменай тэмпу),
хадзьбы па крузе, скачкі, практыкуюць ва ўменні ўзгадняць рухі са
словамі; развіваюць спрыт, хуткасць, настойлівасць; выхоўваюць
пачуццѐ павагі да традыцыйных беларускіх святаў, пачуццѐ
калектывізму, узаемадапамогі.

Прапануем вашай увазе картатэку беларускіх народных гульняў.

Першая малодшая група "Заiнька", "Прэла-гарэла", "Маша", "Лясь-лясь, уцякай".

Другая малодшая група "Грушка", "Вожык i мышы", "Надзейка", "Адгадай, чый галасок".

Сярэдняя група "Птушкi ляцяць", "Мак", "Сонейка", "Шэры кот", "Браднiк", "Вартаўнiк", "Хворы верабей", "Мароз", "Вузельчык", "Агароднiк", "Што робiш?", "У хованкi", "Млын", "Дзядуля-ражок", "Свабоднае месца", "Сляпы музыкант", "Чараўнiк", "Схавай рукi!", "Нос, нос, нос, лоб".

Старэйшая група "Замарожаныя", "Блiн гарыць", "Лыка", "Пераскоч гару", "Каза", "Браднiк", "Iванка", "У зайца", "Садзi лянок", "Мянькi", "Рэдзька", "Вядзьмар", "Кулюкушкi", "Шавец", "Падсякалка", "Мяч у домiку", "У фарбы", "У млын", "Пляцень", "Змяя", "Гарачае месца", "Штандар, стой!", "Гусi-лебедзi i воўк", "Церамок".

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Патриотическое воспитание дошкольника.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да. Дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, селу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания. На современном этапе воспитание будущего гражданина, патриота своей страны, становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о деревне, в которой они живут; воспитывать чувство гордости за свою деревню. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном поселке, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах. Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Рекомендации для родителей:

* Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор.

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. * Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

свернуть

ВИКТОРИНА

Викторина по образовательной области «Ребенок и общество» для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

Формировать представление о стране Республики Беларусь, столице Минске, областных городах., о природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, клевер).

Развивать интерес к государственным символам Республики Беларусь (флаг, герб, гимн)., показывать на карте географическое положение Республики Беларусь.

Воспитывать патриотические чувства: любви и привязанности к родному краю, гордость за родную страну.

Материал и оборудование:

Макет географической карты Республики Беларусь, пазл 2шт. «Карта Республики Беларусь»фотоизображения природных символов Республики Беларусь., музыкальное сопровождение муз. В. Оловникова, сл. А. Бачилы «Радзіма мая дарагая», эмблемы команд, мультимедийное оборудование, презентация «Знай, люби свой край»., изображения природных символов, цветные карандаши, медали для награждения.

Предварительная работа:

Знакомство детей с государственными и природными символами Республики Беларусь, с её географическим расположением. Заучивание стихов о родной стране.

Ход занятия:

Звучит муз. В. Оловникова, сл. А. Бачилы «Радзіма мая дарагая», дети входят в зал.

Воспитатель:

-Ребята, а что это за музыка звучит в нашем зале? (Ответы детей)

-Что такое Родина? (Ответы детей)

У каждого из нас есть родина – это та страна, где мы родились и выросли.

Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну.

-Ребята, сегодня я приглашаю вас принять участие в викторине «Беларусь – наш край родной».

Присаживайтесь на стульчики и послушайте правило викторины.

У нас есть две команды. Каждая команда выбрала название и капитана.

Первая команда «Васильки», (представляем участников, вторая команда «Зубры»(представляем участников).

Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Правила для участников викторины.

Я будут задавать вам вопросы, и давать различные задания. Для того, чтобы ответить, капитану команды нужно поднять флажок, с места кричать нельзя. Кто первый поднял флажок, та команда и отвечает. Если ответ не правильный, отвечает другая команда. За каждый правильный ответ вы получите звезду.

Выигрывает команда, которая набрала большее количество звезд.

1 тур «Разминка»

За каждый правильно отвеченный вопрос игроки получают одну звезду.

Задание №1

«Вопросы-ответы»

  1. Как правильно называется государство, в котором мы живем? (Республика Беларусь)
  2. Кто является президентом нашей страны? (А. Г. Лукашенко)
  3. Нзови государственные символы нашей страны? (Флаг, герб, гимн)
  4. Какой город является столицей нашей Республики? (Минск)
  5. Сколько областныхцентров в нашей стране? (6)
  6. Какой язык является родным для белорусов(Белорусский)
  7. С какими странам граничит Республика Беларусь (Россия, Украина, Литва, Латвия, Польша)
  8. Назови названия областныхгородов нашей страны (Минск, Могилев, Гомель, Гродно, Брест, Витебск)
  9. В каком городе живем мы с вами? (Могилев)
  10. Какая крупная река протекает в нашем городе? (Днепр)
  11. Какой вид транспорта есть только в Минске? (Метро)
  12. Из каких цветов составлен государственный флаг Беларуси(Красный, зеленый)

Воспитатель:

  1. Тур «Кто быстрее?»

Ребята поочередно закрепляют области Республики на мольберте.

За правильно выполненное задания команда получает одну звезду.

задание №2

  1. Две команды за равный отрезок времени должны собрать карту Республики Беларусь из областей.

1

Воспитатель:

  1. Тур «Литературный ринг»

Все игроки получают по одной звезде.

задание №3

Звучит музыка

  1. По два игрока из команд читают стихи о нашей Родине.

Карта роднай Беларусі

Разглядаем

Мы з Марусяй

Карту

Роднай Беларусі.

Колькі сёл тут,

Гарадоў!

Колькі рэчак

І лясоў!

Вадаёмаў жа,

Азёраў

Быццам тых

На небе зорак.

Што й казаць:

Багаты край

І прыгожы -

Чым не рай?

Кастусь Жук

Наш родны край - прыгожы самы

Вядома ўсім, што вельмі шмат

Куткоў на свеце дзіўных.

Але не менш, а болей, брат,

Іх на тваёй радзіме,

У нашым краі дарагім,

У Беларусі роднай.

Не памяняешся ні з кім

Яе красою годнай.

Іван Муравейка

Мой край

Куды ні глянь — лясы шумяць,

Цвіце над полем гай,

А поле — вокам не абняць,

І гэта ўсё — мой край!

Пшаніца, жыта на палях,

Усюды ўраджай.

Стагі, як горы на лугах,

І гэта ўсё — мой край! 2

Куды ні глянь — лясы шумяць,

Цвіце над полем гай,

А поле вокам — не абняць

І гэта ўсё — мой край!

П. Панчанка

Беларусь

Беларусь - мая краіна!

Беларусь - мая Дзяржава!

Беларусь - мая Айчына!

Беларусі маёй слава!

Хай жыве народ магутны,

Ты вялікі мой народ!

Белатвары,

златакудры прыгожы як узыход!

Ребята, вы любите играть? (Ответы детей)

Я приглашаю две команде встать в круг, и немного поиграть.

Малоподвижная игра

«Здравствуй, мир»

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий(раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир, а вот и я!

  1. Тур «Третий лишний»

Дети, справившиеся с заданием, получают одну звезду.

задание №4

Воспитатель:

  1. Это задание мы будим выполнять на интерактивной доске.

Ребята, вам нужно разложить все изображения на три группы :

  1. Государственные символы «Республики Беларусь»
  2. Природные символы «Республики Беларусь»
  3. Не является символом «Республики Беларусь»

Ребята, вы справились с этим заданием, правильно разложили по группам все государственные и природные символы нашей страны, выбрали картинки, которые не являются символами.

  1. Тур «Дорисуй»

Дети, справившиеся с заданием, получают одну звезду.

Воспитатель:

В этом туре вам нужно дорисовать и раскрасить символы нашей страны. Дети, которые справятся с заданием, заработают по одной звезде для своей команды.

Сейчас возьмите по одному листу, нарисуйте по точкам природный символ Республики и раскрасьте его.

Воспитатель:

Ребята давайте посмотрим, какие рисунки у вас получились.

Ребята, вам понравилось принимать участие в викторине?

О чем была наша викторина?

Как еще можно назвать Республику?

Какое чувство испытываете к своей Родине?

Ребята, Вы – будущее нашей Родины. Когда вы станете взрослыми, получите профессию. Кто-то из вас станет хорошим врачом, учителем, инженером, спортсменом. Вы будите трудится и своими достижениями прославлять нашу Родину.

А теперь пришло время подвести итоги викторины.

Давайте посмотрим, сколько звезд набрала каждая команда.

(Награждение участников)

Воспитатель:

К сожалению, время нашей викторины истекло. Ребята, вы были активными участниками викторины. Спасибо за участие.

+ В Мои за

 

свернуть